Исследовательский проект: «Камни вечности»

Автор: учитель географии школы № 204, Синицкая И.В.

 

Наименование проекта

«Камни вечности»

Тип проекта

Исследовательский, четыре месяца

Сроки проекта

Июнь-сентябрь 2017 года

Основные разработчики

Педагоги, коллектив школы №204

Исполнители проекта

Педагоги, ученики 9-10 классов школы № 204

Цель:

  • Исследование минералов, использование минералов в хозяйственной деятельности человеком.
  • Оформление плакатов.
  • Создание учащимися презентаций.
  • Выступление и защита презентаций 29.09.2017 г.

Актуальность

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников.
Целью экологического образования школьников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Благодаря проекту «Камни вечности…» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство учащихся с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Основные разработчики

Педагогический коллектив школы № 204

Исполнители проекта

Педагоги, ученики 9-10 класс

Цель

Создание презентаций о минералах

Задачи:

 

образовательные

  • Познакомить учащихся  с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через проектную и  экспериментальную деятельность.
  • Создать условия для исследования и организации опытов

развивающие

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы;
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные  способности детей;

воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
  • Воспитывать умение работать в группах.  

Этапы реализации

Подготовительный – июнь-июль

Основной – август-сентябрь

Заключительный - сентябрь

Исследовательская работа

Исследование минералов, их значение в хозяйственной деятельности человека

Работа с родителями

Участие в реализации проекта

Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности

Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты, презентации, плакаты

Метод дистанционного обучения

Опирается  на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации.

Ожидаемые результаты

Для учащихся:   

  • Презентация  мини - музея камней.
  • Приобретение учениками знаний о свойствах минералов, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе минералов в природе и жизни человека.
  • Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, формирование  навыков наблюдения и исследования. 

Для педагогов:

  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся.
  • Совершенствование предметно – развивающей среды.

 

Задачи:

  • Познакомить учащихся с разнообразием минералов в природе,  их особенностями, свойствами через исследовательскую деятельность.
  • Создать условия для экспериментирования и организации опытов
  • Способствовать развитию у учащихся познавательной активности, любознательности, навыков исследования;
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы;
  • Развивать мыслительные способности учащихся: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные  способности детей;
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
  • Воспитывать умение работать в группах.   

 

Методы фиксации результатов исследовательской деятельности:

  1. Наблюдения
  2. Экскурсии
  3. Творческий рассказ
  4. Составление презентаций
  5. Метод диалогового обучения (на протяжении всего проекта познавательный диалог с педагогом).

Ожидаемые результаты:

Для учащихся:

  • Презентация  мини - музея камней.
  • Приобретение детьми знаний о свойствах минералов, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе минералов в природе и жизни человека.
  • Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, формирование  навыков наблюдения и экспериментирования. 

Для педагогов:

  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
  • Совершенствование предметно – развивающей среды.

Продукт проекта: презентации; плакаты; защита презентаций учениками 9-10 классов 29.09.2017 г.

 

Этапы

Сроки

Подготовительный этап

 

1. Составление плана проекта

август

2. Подготовка теоретического и практического  материала в рамках проекта.

Основной этап

 

Интеграция образовательных областей

Содержание деятельности

Познание: 

Беседы "Что мы знаем о минералах", "Простые и ценные минералы".

Работа с картой России «Где живешь, ты минерал ?»

сентябрь

Социализация:

Исследовательская деятельность  (работа с 9-10 классами)  по ознакомлению учащихся с миром камней;

Показ презентаций по теме «Минералы»

сентябрь

Коммуникация:

Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. 

Составление творческих рассказов "Камни разные нужны, камни всякие важны".

Проведение викторины "Что мы знаем о камнях"

сентябрь

Чтение художественной литературы:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка» ;

И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение стихов о камнях.

июль-август

Здоровье и физическое развитие:

Хождение по каменой  и соляной дорожках;

август

 

Безопасность:

 

Беседа: «Как камни нам помогают?» (лито- терапия: лечение камнями).

Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?"

(Сейсмические пояса мира).

сентябрь

Художественное творчество:

Оформление плакатов: «Алмазы», «Рубины», «Янтарь», « Нефрит», « Исаакиевский собор», «Спаса на Крови».

Составление презентаций.

сентябрь

Заключительный этап: 

Защита презентаций.

Выставка плакатов.

29.09.2017.

Литература: Сказки Бажова; Словарь-справочник Ю.О. Липовского; Справочники; Интернет, Энциклопедии.

 

Методическая разработка проекта.pdf